ICO – что это такое простыми словами

Суммы, которые собирают ICO-проекты, измеряются миллиардами долларов. За 2016 год, например, общая сумма Initial Coin Offering составила около 200 млн долларов, а уже в 2017 году – $6 млрд. Это говорит о стремительном увеличении проектов, которые собирают средства на развитие посредством первичного размещения монет. В этой статье рассмотрим, что же такое ICO и как используют данную модель.

Основные понятия

Под термином Initial Coin Offering подразумевается первичное предложение монет. Если говорить, что это такое простыми словами, то нужно представить криптовалютный краудфандинг. Принцип работы этих двух моделей аналогичный. То есть компании собирают средства на стороне, чтобы запустить свой продукт. Деньги, собранные на стартапе, позволяют инвестировать в проект на начальном этапе развития, пока он не начнет приносить доход. Особенность ICO в том, что к нему прибегают компании, которые связанные с криптовалютой.

Токены, приобретенные на этапе рассматриваемой формы привлечения инвестиций, в дальнейшем можно продать или обменять на другие монеты. Чтобы заинтересовать инвесторов, компании обещают владельцам токенов дальнейшие привилегии и дополнительные бонусы.

По сути, ICO – это предварительная эмиссия монет. Суть в том, что изначально пользователи приобретают недорогие токены, но после запуска проекта их стоимость взлетает. Соответственно, на их продаже можно заработать существенную прибыль. Например, на момент написания статьи курс Биткоина к доллару составляет 4000 USD (в 2017 году стоимость доходила до $20 тыс), а в самом начале монета торговалась по 10 USD. Те, кто приобрел монеты по 10 долларов и продал на пике взлета, заработали невероятную прибыль.

Почему этот термин у всех на слуху

Как показывает статистика, объем привлеченных денежных средств путем первичного размещения монет увеличивается в геометрической прогрессии. При этом не у всех Initial Coin Offering ассоциируется с хорошими намерениями. Государство озабочено вопросом анонимности и контроля. Ведь, по сути, ICO-проекты никто не контролирует. Инициировать первичное предложение монет может каждое юридическое или физическое лицо. Но не все программы оказываются успешными, а некоторые из них – мошенническими схемами.

Многие компании, которые организовывают первичное предложение токенов, пытаются привлечь внимание ажиотажем вокруг проекта. Взрывной бум на данную модель краудфандинга сравнивают с ростом спроса на акции интернет-компаний, который отмечался в 1999 году.

О целесообразности инвестирования

ICO блокчейн-технологий, если говорить об успешных компаниях, имеет ряд преимуществ:

  • прибыль от перепродажи токенов, купленных по минимальной цене;
  • получение привилегий и бонусных программ от создателей программы в будущем;
  • поддержка инвестпроекта, который вызывает интерес.

Весь процесс напоминает обычный краудфандинг. Пользователи вкладывают деньги в токены, которые находятся на этапе «зародыша». При этом вкладчики ознакамливаются с условиями инвестирования и общей идеей проекта. После распродажи монет компания переходит к полному запуску проекта, и уже через несколько месяцев стоимость монет взлетает вверх. Если ICO сопровождается ажиотажем и привлекает внимание крупных инвесторов, курс увеличивается сразу после запуска.

ЧИТАТЬ  Вывод компании на ICO — пошаговая инструкция

Прибыль, которую можно получить от Initial Coin Offering, не имеет ограничений. Все зависит от того, сколько монет было куплено и на каком этапе продано. Большая часть программ проводит первичное размещение токенов на базе смарт-контрактов Ethereum.

Отметим, что первооткрыватель ICO – криптовалюта Mastercoin (Omni). Создатели провели первичное предложение монет в 2013 году, собрав при этом 5 миллионов долларов. Только после этого данным видом краудфандинга заинтересовалось криптовалютное сообщество.

Несмотря на все привилегии, покупка монет на этапе рассматриваемой формы привлечения инвестиций имеет много рисков. Конечно же, если купить несколько монет, то даже если проект и провалится с треском, потраченные центы не ударят по карману вкладчика. Но если говорить о крупных инвестициях, то здесь нужно проявить осторожность. Вкладывать нужно в перспективные проекты, которые уже засветились в Сети.

Если же информации о компании мало, а официальный сайт вызывает подозрения, лучше пройти мимо: вместе с ростом популярности ICO увеличивается и число мошенников, которые после продажи монет исчезают.

Можно ли быть уверенным в ICO, если это еще одна модель краудфандинга

Поскольку законность стартапов никто не контролирует, то и уверенности в том, что компания преследует благие цели, или проект окажется успешным, быть не может. Исключение составляют форки известных монет (Биткоина, Эфириума), которые разрабатываются той же командой, что и их предки. Отметим, что если в команде фигурируют громкие имена, то с большой вероятностью программа станет успешной.

Со стороны покупателя ICO – это лотерея. Но главным фактором здесь выступает доверие к разработчикам. Как и в краудфандинге, проекты рискуют не дожить до полного запуска или же потерпеть крах сразу после выхода на криптовалютный рынок. В конце концов, можно наткнуться на мошенников, которые даже и не намеревались развивать проект.

Парадокс заключается в том, что иногда набросанные за пару часов «на коленке» проекты собирают миллионы долларов за считанные часы, тогда как надежные и перспективные платформы с финансовыми потоками не могут даже приблизиться к таким результатам.

Ник Томино – известный криптовалютный энтузиаст, считает, что добросовестные проекты придерживаются следующих принципов:

  • разрабатывают демо-версию протокола ICO;
  • доказывают криптовалютному сообществу обоснованные факты выхода проекта и целесообразность проведения ICO;
  • делятся актуальной информацией с потенциальными вкладчиками, предоставляют план дальнейшего развития;
  • обеспечивают варианты добычи монет для расширения пользовательской базы и привлечения новых ресурсов для обработки транзакций;
  • четко понимают, какую сумму хотят собрать на этапе ICO.

Как минимум 10 % токенов  должны оставаться во владении команды разработчиков. Для успешной работы проекта эти монеты не должны обмениваться в течение первых трех лет.

Многие платформы привлекают посредников для установления контакта между инвесторами и командой создателей. Есть компании, которые связывают себя юридическими рамками, чтобы не потратить бездарно средства, собранные посредством ICO-краудфандинга.

Важно понимать, что если компания организовала первичное предложение монет, не предоставив при этом четкого плана дальнейшего развития или экспертных оценок, значит, создатели плохо подготовились к ICO или вовсе не намерены продолжать работу.

Вкладывая деньги в стартап, важно оценивать его идею, способность привлечь внимание инвесторов, возможность конкурировать с подобными блокчейн-технологиями и централизованными приложениями. Пожалуй, это главные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Поиск стартапа и вложение в него средств

Чтобы поучаствовать в первичном размещении токенов, можно зайти на сайт понравившегося проекта и следовать дальнейшим инструкциям разработчиков. Единственное, нужно заранее создать криптовалютный кошелек, на котором будут храниться монеты. Скачивать бумажники необходимо с официальных сайтов разработчиков. Можно также воспользоваться онлайн-сервисами, которые требуют двухминутной регистрации.

Неопытным пользователям трудно самостоятельно найти достойный вариант. Кроме того, нужно не только искать, но и фильтровать информацию, поскольку в Сети много «пустышек». Решить эту проблему помогут специальные сайты, например, ICO Alert, Smith & Crown и т.д. В ближайшее время планируется запуск платформы Coinlist, где будут размещаться только перспективные программы, прошедшие жесткий отбор.

Как запустить собственное ICO

К первичному размещению токенов необходимо подойти осознанно. Если опыта и понимания совсем нет, можно привлечь консультантов, стоимость которых обойдется в среднем в 200-500 долларов.

Рассмотрим основные этапы запуска ICO:

  • Формулирование идеи. Чтобы оценить ее объективность, можно выкладывать информацию на тематических форумах или спрашивать советы у «бывалых». Это позволит исправить допущенные ошибки еще на этапе планирования.
  • Формирование команды. В одиночку справиться тяжело, ведь ICO – это тяжелая работа, требующая участия многих профессионалов: контент-менеджеров, разработчиков, дизайнеров и т.д. Также понадобится знание английского языка. Чем опытнее специалисты, тем больше шансов на успех. Можно также заказать ICO-проект у других специалистов, но если самостоятельно не разобраться в принципе работы, то на посторонних людей надеяться слишком легкомысленно.
  • Изучение конкурентов. Практически все ICO находятся в открытом доступе. Изучить информацию о них не составит труда. Важно обращать внимание на стратегии компаний, идеи и концептуальные решения, сравнивая их с личным предложением. Лучше изучать информацию об уже проведенных ICO-проектах, которые увенчались успехом.
  • Регистрация компании. Делать это лучше вне российского правового поля. В противном случае можно привлечь интерес налоговой. Регистрироваться безопаснее за пределами страны. Русские стартапы выбирают такие юрисдикции, как MobileGo, ZrCoin, Starta и т.д.
  • Описание собственной идеи. Те, кто сталкивался с запуском ICO, знают, что такое Whitepaper. Это документ, в котором заложена основная идея продукта, в том числе технические нюансы, финансовые траты, анализ рынка, особенности, предыдущий опыт команды разработчиков и прочее. Отнестись к созданию Whitepaper нужно с максимальной ответственностью, поскольку это визитная карточка компании. Документ может состоять из нескольких десятков страниц, каждая из которых должна подготавливаться на высшем уровне.

  • Создание сайта. Для рекламы достаточно одностраничного ресурса – более доступного для широкого понимания. Сложные сайты рекомендуются только в случае запуска серьезных и развернутых проектов. Не стоит забывать об автоматической email-рассылке и, прежде всего, защите, поскольку падение сайта в самом начале хорошенько подпортит репутацию проекта.
  • Привлечение клиентов. Для этого используют социальные каналы. Особое внимание уделяется англоязычным ресурсам: Slack, Medium, Reddit и т.д. На данном этапе важно модерировать каналы, это позволит защититься от мошенников и недоброжелателей.
  • Запуск Bounty-компании. Это дополнительная реклама для создателей проекта. Суть заключается в привлечении пользователей, которые будут рекламировать продукт в социальных сетях за вознаграждение. Чтобы запустить Bounty-компанию, нужно изначально создать тему и программу поощрений.
  • Размещение проекта на тематической платформе, например, ICO-TPEKEPAX. Это популярные каталоги ICO-проектов, которые посещают миллионы пользователей.
  • Создание личного кабинета для инвесторов. Это необходимо для того, чтобы вкладчики могли контролировать движение личных активов.
  • Перевод информации на различные языки. Это касается документации и основной информации.
  • Выпуск токенов. Чаще всего для запуска монет используют платформу Ethereum. Чтобы создать токены с нуля, потребуется привлечение профессионалов, а это дополнительные траты.
  • Запуск ICO. Вот и настал самый ответственный момент. Здесь нужно правильно рассчитать финансовые затраты, сделать маркетинговый ход, проработать технические моменты.
Отметим, что после запуска расслабляться рано. Команда должна постоянно следить за настроением общественности, финансовыми потоками и т.д. Круглосуточная поддержка – уже половина успеха.

Самые успешные проекты

Конечно же, самый запоминающийся ICO связан с выпуском криптовалюты Mastercoin, поскольку это первооткрыватели данной модели. Уже через год (в 2014) криптовалютное сообщество привлек проект MaidSafe, который собрал на этапе стартапа почти $6 млн.

Запомнился и проект Ethereum в 2014 году. На этапе стартапа стоимость 1 монеты составляла $0,3-0,4, но уже за короткое время курс Ethereum достиг $20, а затем превысил $1 400.

В 2016 году более $150 млн собрал DAO (децентрализованный инвестиционный фонд), который взял за основу технологию Ethereum. Правда, хакерам удалось взломать платформу, в результате чего со счетов было похищено больше $40 млн.

Отметим, что большинство ICO-проектов закончились неудачей, так и не позволив инвесторам заработать прибыль. Известны также случаи, когда разработчики врали вкладчикам. Создатель PayCoin Джош Гарза, например, регулярно давал лживые обещания о развитии, пока его не задержала полиция. Теперь ему грозит срок за мошенничество.

ЧИТАТЬ  Вывод компании на ICO — пошаговая инструкция
Ссылка на основную публикацию